Решения Zero Density в информационном вещании Первого канала
Решения Zero Density в информационном вещании Первого Канала
На сегодняшний день Дирекция информационных программ Первого канала располагает тремя аппаратно-студийными блоками. В двух из них установлено оборудование и программное обеспечение Zero Density. Это самый большой в Дирекции АСБИ-1 (первый аппаратно-студийный блок информации) и АСБИ-3. Из первой студии выходит большинство новостных программ, в том числе вечерние «Новости» и «Время». Решения Zero Density здесь установлены для двух камер, находящихся на роботизированных телескопических кранах Tehnodolly, а для трекинга используются кодеры самих кранов.Также в сочетании с большим светодиодным экраном используется решение Portal Window, которое обеспечивает взаимосвязь графических объектов внутри видеостены и объектов дополненной реальности в студии, чт о польволяет создать виртуальный портал между студией и нарисованным пространством внутри видеостены. В настоящее время возможности комплекса Zero Density в первой студии наращиваются. В частности, установили еще один Reality Engine. Студийное пространство АСБИ-1 объединяет сцену бывшей концертной студии Останкино (примерно 165 кв. м) и Newsroom, расположенный в амфитеатре этого исторического зала ( 600 кв. м). В АСБИ-1 комплекс Zero Density используется как для прямых эфиров, так и для записи.
Что касается второй площадки, АСБИ-3 - это бывшая так называемая брежневская студия, которая специально была построена для записи обращений Л. И. Брежнева к народу. Площадь студийного павильона - порядка 136 кв. м. Мы переделали эту студию и превратили ее в простанство для комбинирования физических и виртуальных декораций. При создании нового функционала была проведена полная реконструкция студийного пространства: построена циклорама сложной G-образной формы размером 15х9 метров, студия была оснащена дополнительным осветительным комплексом на основе приборов Dedolight. На четырех студийных камерах установили систему трекинга Mo-Sys StarTracker IP, предназначенную для определения позиции и ориентации камеры в простанстве циклорамы и получения данных о масштабировании и фокусировке объектива. Каждая из камер подключена к Reality Engine. Пока в АСБИ-3 проводится запись программ с применением больших трудоемких виртуальных сцен.
Что касается реакции аудитории на применение технологий виртуальной и дополненной реальности в эфире информационных программ Первого канала, то у меня нет объективных данных на этот счет. Но мы считаем, что визуализауия информации с ипользованием виртуального пространства безусловно является востребованным решением, мы продолжим развиваться в этом направлении. К тому же я думаю, что за этими технологиями будущее. Особенно с учетом того, что привлечь более молодую аудиторию сейчас можно не только умными, красивыми ведущими, умеющими хорошо подать информцию, но и тем, что их окружает в студийном пространстве. И как раз использование виртуальных технологий позволяет оперативно менять эту обстановку, либо дополнять существующие физические декорации виртуальными элементами, что и делает новостное вещание визуально более привлекательным.
Впервые о Zero Density мы узнали в 2017... 18 годах, увидев решения этой компании на отраслевых выставках NAB и IBC. Стенд привлекал внимание, как, впрочем, и стенды конкурентов. Идея о применении о виртуальных технологий витала в воздухе, и именно это направление развития новостного вещания было интересным. На анализ различных вариантов, коих было немало, и принятие решения ушло около двух лет. В итоге выбор пал на Zero Density, поскольку их решениях, на наш взгляд, обеспечивает высокое качество изображения в сочетании с удобвтсвом управления. Важным оказался и факт использования игрового движка, для которого есть онрромное количество платных и бесплатных библиотек виртуальных объектов. Zero Density была пионером применения замечательного движка Unreal Engine в профессиональном телепроизводстве, поэтому мы и обратили внимание именно на эту компанию и ее разработки.
Начало эксплуатации этих систем у нас пришлось на июль 2020 года. Сначала это были робкие шаги, но сегодня элементы новостных программ. созданные с применением решений Zero Density выходят практически ежедневно, как в прямом эфире, так и в записи. Особенно это касается эфиров «Вечерних новостей» и программы «Время». ИНтересен и вопрос освоения системы. Компания Zero Density в силу своей относительной молодости пока не закостенела и выпускает большое количество новых решений, а также обновления ПО. Их было довольно много, даже в течение последнего года. Мы тоже не остановились в своем развитии и освоении решений Zero Density, поэтому шаг за шагом модернизируем систему, обучаем персонал. Начальный этап обучения был, безусловно, трудоемким. Потому что тем, кто стал работать с новой системой, пришлось пройти достаточно объемное и интенсивное обучение и, не остановившись на этом, продолжить самообучение. Не стоит забывать, что интеграция систем Zero Density в технологические процессы Первого канала пришлась на самый трудный ковидный год - 2020-й. Первую фазу обучения наши специалисты прошли очно, а потом пришлось перейти на формат онлайн семинаров. Это было нелегко. Особенно с учетом того,что решения Zero Density, на мой взгляд, находятся на стыке техники, информационных технологий и творчества художников, работающих в среде Unreal Engine. Пандемия, несомненно внесла коррективы в наши планы, что привело к продлению сроков обучения и внедрения. С другой стороны, мы, перейдя от спринта к стайерской дистанции, выиграли в качестве подготовки. Я вижу, что наши сотрудники все более уверенно работают с системой, потому что тренировались в режиме вещания «в стенку» дольше, чем планировалось изначально.
Сама система очень интересна и обладает огромным потенциалом. Поскольку у нас бли заинтересованные в ней люди, такие как IT-инженеры, дизайнеры и режиссеры, то я бы сказал, что в целом процесс освоения решений Zero Density был не очень сложный. Пандемия повлияла не только на своение системы, но и прежде всего на сам процесс ее инсталляции. Я бы отметил здесь огромную роль системного интегретора - компании «Студия-Сервис», которая в столь сложное время взяла на себя часть той работы, которую в обычных условиях выполняли представители Zero Density. Благодаря тому, что специалисты «Студии-Сервис» уже прошли обучение в Zero Density и были успешно сертифицированы, они обладали знаниями, позволяющими завершить инсталляцию и обучения наших сотрудников без очного участия представителей турецкого офиса Zero Density.
Если говорить в целом об инсталлированном решении, то мы используем в качестве основной платформы системы Reality Engine, дополненные приложениями Reality Editor для создания и обработки виртуальных объектов. Это позволяет нам максимально эффективно использовать как студийную площадку, так и зону подготовки объектов и виртуальных сцен. Недавно мы перешли на Reality Hub и считаем, что это был верный шаг. Сейчас с большим интересом ждем приложений Zero Density с системой Dalet. Очень надеемся, что такая интеграция вскоре появится. Для нас, использующих Dalet Galaxy в качестве основной технологической среды, это крайне важно. Так что ждем от Zero Density всеобъемлющей и, что существенно, надежной интеграции с Dalet.
Хотел бы еще отметить, что решения Zero Density достаточно универсальны. Информационное вещание Первого канала разнообразно - в нем есть место политике и экономике, социальной и частной жизни, спорту и погоде и еще много чему. А возможности Zero Density столь широки. что систему можно использовать применительно к любой тематике, что мы и делаем. Визуализируя пространство с помощью Zero Density, мы рассказываем о совершщенно разных новостных событиях. Конечно, решения Zero Density использовались и при освещении состоявшихся в сентябре выборах в Государственную Думу. Очевидно, что технологии виртуальной и дополненной реальности применяются в телевидении все шире. Опираясь на опыт работы с Zero Density, я бы порекомендовал тем, кто задумался о внедрении этих технологий у себя, в первую очередь оценить свои творческие возможности. И это касается не только Zero Density, но и альтернативных решений. На сегодня технические возможности систем, используемых в телевизионном производстве, зачастую на шаг, а то и на два, опережают творческий потенциал, имеющийся в распоряжении телеканалов. Поэтому прежде всего я бы сделал акцент на повышении творческого уровня и обучении компьютерных дизайнеров и IT-специалистов. ТОлько это в сочетании с высоким технологическим уровнем Zero Density даст необходимый результат. Мы шли именно этим путем - обучали и продолжаем обучать творческий персонал.
В завершение хотел бы сказать, что мне очень понравилась команда Zero Density. Это коллектив по-настоящему увлеченных людей. С такими молодыми по-хорошему амбициозными компаниями очень интересно работать. Как раз эти качества в сочетании с эффективными технологическими решениями я и увидел Zero Density. Считаю, что благодаря этому сотрудничество состоялось и стало успешным.
Антон Филиппов, технический директор Дирекции информационных программ АО «Первый канал»